Кассовый узел — это довольно дорогостоящая часть любого магазина, без которой немыслима вся система современной торговли. Встреча покупателя с информационной системой происходит непосредственно на кассовом узле. Именно от эффективного и быстрого функционирования этого элемента зависит желание клиента посещать торговую точку.
Кассовый узел оснащен разными по своим функциям компонентами:
В качестве дополнительного функционала может доукомплектовываться электронными весами и терминалом для безналичного расчета по карте.
Основной вопрос, возникающий у владельца торговой сети: какую систему приобрести? Electronic Cash Register или кассовый POS-терминал? Какова эффективность, да и в чем принципиальные отличия?
Функционирование POS-системы напоминает традиционный кассовый аппарат: персоналу магазина и покупателю доступны все торгово-кассовые операции с выдачей чеков. Отличие кроется в том, каким образом собираются все данные. POS-система получает, анализирует и приводит в порядок очень большой объем информации. Таким образом, система является помощником в управлении бизнесом. Кассовые регистраторы устанавливают в маленьких точках продаж, а POS-системы предоставляют полный контроль за остатками товара, облегчают исследование потребительского спроса, упрощают введение и использование программ лояльностей разной сложности. В целом система направлена на повышение продаж, а значит и прибыли, а также снижает операционные издержки. Уже за первые месяцы автоматизации доходы предприятий возрастают на 10-20%.
POS-систему отличает большая производительность, чем у кассового регистратора, это проявляется в обслуживании большего количества покупателей за единицу времени. Благодаря сбору и анализу данных проще вывести статистику о продажах конкретного товара, предпочтений потребителей, исходя из чего можно планировать новостные письма, проведение акционных мероприятий. При этом реагировать на предпочтения покупателей можно очень быстро, не теряя при этом постоянных клиентов торговой сети. Кассовый регистратор позволяет персоналу пробить товар по любой цене, в то время как POS-система ориентируется на штрих-код товара. Соответственно, недобросовестный персонал не сможет обсчитать клиента.
Лабораторией Human Factors Engineering были оценены временные затраты кассира на обслуживание одного покупателя:
Много ли приобретет предприятие от обслуживания дополнительных 3 клиентов? Для крупных супермаркетов — десятки тысяч.
Доказано, что такая, казалось бы, мелочь, как устройство POS-системы приносит любому магазину крупную прибыль.
При этом моноблочные позиционируются для торговых сетей, где важна внешняя красота и стиль кассового узла (бары, рестораны, отели). Имеют современный стильный дизайн с сенсорным дисплеем, компактные размеры. В классической — системный блок расположен отдельно, к нему подключается периферия для удовлетворения потребностей заказчика в зависимости от типа магазина. В крупных магазинах применяют дисперсную компоновку POS-системы. Элементы расположены отдельно друг от друга между покупателем и кассиром, предусмотрена фронтальная посадка кассира.
Системы по принципу моноблока заставляют кассира совершать много действий одновременно, поворачиваться и вправо, и влево, совершать поворот. Кассир теряет из виду покупателя. Недобросовестный человек может что-либо пронести в корзине мимо кассира, или незаметно выложить товар из корзины в накопитель кассового прилавка. Для предприятия это неоспоримые убытки. Фронтальная компоновка сокращает время на обслуживание одного клиента при уменьшении трудоемких передвижений персонала. Сэкономленное время уходит на обслуживание еще 3-10 человек за смену.
Системный блок
Фискальный регистратор
Кассовая программа
Дисплей кассира
Дисплей покупателя
Клавиатура
Денежный ящик