menu
search

Как оборудовать кассовый узел

Кассовый узел — это довольно дорогостоящая часть любого магазина, без которой немыслима вся система современной торговли. Встреча покупателя с информационной системой происходит непосредственно на кассовом узле. Именно от эффективного и быстрого функционирования этого элемента зависит желание клиента посещать торговую точку.

Кассовый узел оснащен разными по своим функциям компонентами:

  • контрольно-кассовой машиной;
  • принтером (печать чеков);
  • сканером штрих-кодов;
  • клавиатурой;
  • дисплеем кассира;
  • дисплеем покупателя;
  • денежным ящиком.

В качестве дополнительного функционала может доукомплектовываться электронными весами и терминалом для безналичного расчета по карте.

Выбираем контрольно-кассовую машину

Основной вопрос, возникающий у владельца торговой сети: какую систему приобрести? Electronic Cash Register или кассовый POS-терминал? Какова эффективность, да и в чем принципиальные отличия?

Функционирование POS-системы напоминает традиционный кассовый аппарат: персоналу магазина и покупателю доступны все торгово-кассовые операции с выдачей чеков. Отличие кроется в том, каким образом собираются все данные. POS-система получает, анализирует и приводит в порядок очень большой объем информации. Таким образом, система является помощником в управлении бизнесом. Кассовые регистраторы устанавливают в маленьких точках продаж, а POS-системы предоставляют полный контроль за остатками товара, облегчают исследование потребительского спроса, упрощают введение и использование программ лояльностей разной сложности. В целом система направлена на повышение продаж, а значит и прибыли, а также снижает операционные издержки. Уже за первые месяцы автоматизации доходы предприятий возрастают на 10-20%.

POS-систему отличает большая производительность, чем у кассового регистратора, это проявляется в обслуживании большего количества покупателей за единицу времени. Благодаря сбору и анализу данных проще вывести статистику о продажах конкретного товара, предпочтений потребителей, исходя из чего можно планировать новостные письма, проведение акционных мероприятий. При этом реагировать на предпочтения покупателей можно очень быстро, не теряя при этом постоянных клиентов торговой сети. Кассовый регистратор позволяет персоналу пробить товар по любой цене, в то время как POS-система ориентируется на штрих-код товара. Соответственно, недобросовестный персонал не сможет обсчитать клиента.

Все-таки POS?

Следующий пункт, с которым рано или поздно сталкивается каждый владелец магазина: приобрести спецоборудование или построить систему на базе ПК?

Считается, что POS-система на базе персонального компьютера в разы дешевле.

В нашей Республике к POS относятся системы на базе стандартного персонального компьютера с подключенными к нему:

  • чековым принтером;
  • денежным ящиком;
  • дисплеем покупателя;
  • другой периферией на выбор.

В профессиональной сфере применяется аббревиатура PCCD (дословный перевод PC Cash Drawer — «персональный компьютер с денежным ящиком»).

Система PCCD, правда, обойдется дешевле POS. Однако бюджеты крупных торговых объектов планируются и распределяются на 5 лет вперед, потому затраты на оборудование — это лишь часть используемого бюджета, а в масштабе пяти лет — только одна графа. Не стоит забывать о совокупной стоимости владения, которая рассчитывается из периода эксплуатации системы в течение пяти лет.

В отчетах IDC за 2011 год на основании проведенного анализа наглядно показывает, что “итоговая” стоимость POS-системы на 25% ниже системы PCCD, а сроки эксплуатации на три-четыре года дольше. При должном обращении POS может прослужить больше десяти лет, в то время как “персональный компьютер с денежным ящиком” рассчитан на эксплуатацию до 5 лет.

Классы POS-системы

Система подразделяется на:

  • моноблочную;
  • классическую.

При этом моноблочные позиционируются для торговых сетей, где важна внешняя красота и стиль кассового узла (бары, рестораны, отели). Имеют современный стильный дизайн с сенсорным дисплеем, компактные размеры.

В классической — системный блок расположен отдельно, к нему подключается периферия для удовлетворения потребностей заказчика в зависимости от типа магазина.

В крупных магазинах применяют дисперсную компоновку POS-системы. Элементы расположены отдельно друг от друга между покупателем и кассиром, предусмотрена фронтальная посадка кассира.

Лабораторией Human Factors Engineering были оценены временные затраты кассира на обслуживание одного покупателя:

Движение, выполняемое кассиром Время, с
Дотянуться рукой на расстояние 12 см 0,2
Дотянуться рукой на расстояние 25 см 0,3
Дотянуться рукой на расстояние 46 см 0,4
Шаг в сторону на 30 см 0,6
Поворот на 45 градусов 0,7

Системы по принципу моноблока заставляют кассира совершать много действий одновременно, поворачиваться и вправо, и влево, совершать поворот. Кассир теряет из виду покупателя. Недобросовестный человек может что-либо пронести в корзине мимо кассира, или незаметно выложить товар из корзины в накопитель кассового прилавка. Для предприятия это неоспоримые убытки. Фронтальная компоновка сокращает время на обслуживание одного клиента при уменьшении трудоемких передвижений персонала. Сэкономленное время уходит на обслуживание еще 3-10 человек за смену.

p>Много ли приобретет предприятие от обслуживания дополнительных 3 клиентов? Для крупных супермаркетов — десятки миллионов.

Доказано, что такая, казалось бы, мелочь, как устройство POS-системы приносит любому магазину крупную прибыль.

Программное обеспечение POS-системы

Правильно настроенное и подобранное оборудование способно выполнять множество необходимых предприятию функций. Приводим только некоторые из них:

  • различные способы регистрации покупки: по штриховому коду; по коду, вводимому с клавиатуры; по артикулу; по «горячей клавише»; из списка товаров;
  • отмена товарной позиции в процессе формирования чека;
  • изменение товарной позиции (количество, цена, скидка);
  • работа с отложенными чеками;
  • регистрация возврата товара, включая печать этикетки на возвращенный товар;
  • работа с мягкими чеками;
  • реализация разнообразных дисконтных схем: на сумму чека; по дате/времени продажи; на количество товара; Mix&Match; по способу оплаты, например работа с купонами; по дисконтной карте;
  • операции внесения и инкассации платежных средств;
  • возможность получения информации об остатках товаров в режиме on-line;
  • поддержка мультивалютных расчетов;
  • авторизация пластиковых платежных карт с магнитной полосой и СМАРТ-карт;
  • обмен данными с центральной системой: в режиме реального времени; в пакетном режиме;
  • возможность работы при временном отсутствии связи с центральной системой;
  • наличие системы разграничения доступа к кассовым операциям;
  • возможность удаленного мониторинга за действиями кассиров;
  • режим оповещений кассиров;
  • развитые функции печати: печать дополнительных документов (счета, гарантии и т.п.); печать купонов; печать копии чека;
  • печать штриховых кодов на документах для их последующей обработки; формы печатных документов должны быть легко настраиваемыми;
  • возможность вывода на дисплей покупателя рекламной информации;
  • сбор маркетинговой информации о покупателях;
  • взаимодействие с внешними системами, такими как: электронные POS-весы; специализированные ручные компьютеры; системы видеонаблюдения за действиями кассиров.

Современные торговые предприятия выходят на новый уровень формирования и компоновки кассового узла. Грамотная расстановка всех компонентов гарантирует стабильную работу предприятия и уменьшение убытков.

Все новости
БелКристаллСервис логотип
keyboard_arrow_up